МЕНЮ ≡

Вход на сайт

Субботнее: Русская баня.

Аватар пользователя advisor

Недавно одна моя далекая подруга сетовала на то, что ей трудно расслабиться и снять напряжение, мол, не девочка уже, ритм жизни, стресс. Мне сразу на ум приходит один вопрос – а ты в баню ходишь?

Вот мы с друзьями по субботам ходим в баню....Это святое.

Странное дело, но почти все женщины баней считают сауну, поэтому отвечают что-то типа – да, пару раз в неделю, после зала захожу расслабиться. В принципе, ответ правильный, сауна расслабляет, но к русской бане она имеет отношение не более, чем японские ванны:

фурако-офуро-сэнто.

Я не стану вдаваться в подробности появления русской бани, но напомню:

Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы (по недоразумению, но в реальности конечно же древние укры), проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком.   Потом устанавливали посередине чан и бросали в него раскаленные камни, от чего поднимался сильный жар. Это еще раз доказывает то, что мы один народ, но сейчас не об этом.

Впервые о бане можно было прочесть в описях монаха Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Напомню интересный факт, произошедший в 945 году за смерть князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

В России  парную баню издавна называли мыльней или влазней.  Уже тогда люди пользовались этой «благодатью». Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане.  Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства.  Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Чтобы не отнимать время,  я опускаю методы механического (и химического) очищения в русской бане золой, впоследствии замененного мылом и шампунями, типы бань, по-белому и по-черному, но замечу, что аналогов в мире этому не существовало. Римские «термы» и ковбойские ванны с простынями, это совсем другое.

Со временем баня, как отдельное строение, сооружение, присутствовала почти в каждом крестьянском дворе, а впоследствии, начиная с петровских времен, когда крестьяне стали массово переселяться в города, появились и множились общественные, городские бани.

Здесь стоит напомнить про знаменитые бани, открытые в Москве в начале 19 века певицей Елизаветой Урановой, по мужу – Сандуновой. Предприимчивая женщина купила кусок земли на подаренные ей драгоценности и вместе с мужем построила на нём бани. После развода с мужем, бани остались в собственности Елизаветы.

Сандуновские бани

почти сразу стали признанным местом общения московской элиты наряду с Английским клубом  и салоном Зинаиды Волконской.

Русская баня для русских имеет свой, сакральный смысл, это еще и символ чистоты, очищения, свободы. Баня очищает, это в прямом и переносном смысле верно.

Если вспомнить, что как справедливо полагают некоторые, в середине 20-го века в джинсах Джордаш выросла вся зачатая на заднем диване автомобиля Америка, то на Руси столетия часто именно в бане происходили зачатия детей.  И еще, ну куда еще было деваться подвыпившему мужичку от сварливой жены? Конечно, идти спать в баню. Даже выражение появилось – иди ты в баню!

Само понятие – париться в бане означает не простое сидение в хорошо отапливаемом помещении, в ванне или в бочке с горячей водой, а предполагает ряд активных действий, сходных в некоторых странах с массажем, но более напоминающим некий действенный ритуал.

Замечу, что рабочим телом здесь является не тело на полке, как бы подумали некоторые, а как в паровозе, пар. В его распределение по телу вениками и есть отличие русской бани от всех остальных мировых аналогов.

Вот тут я и подхожу к сути, а именно к процедуре парения в русской бане.

Суть его, парения, точно высказан в русской поговорке: сколь дней парюсь, столь не старюсь.

Пользу и механизмы действия турецких, японских или тех же финских бань я здесь описывать и оценивать не буду, замечу только, что в правильной русской бане все эти механизмы работают наиболее эффективно.

Целью парения в русской бане и ее основным отличием от остальных бань, где в основе лежит банальное смывание грязи, является очищение души и тела.  

Очень важно здесь это выбор температуры  и влажности, а так же тип веника.

Исходя из собственных ощущений, я предпочитаю температуру 88-90 градусов при влажности 85-90%%.

Пар при этом достаточно сухой и им хорошо «работать».

Вот что еще важно знать. Каждая парилка имеет свой определенный «характер» и в любой их них действует принцип куда, когда и сколько.

Куда - в какое место лить воду. Вода должна быть категорически не холодной, а теплой. Всем известно, что холодной водой вы убьете

банный дух (см. фото)

Льют обычно на более горячие камни, периодически давая камням отдохнуть.

Сколько – это понятно, объем черпака, чтобы не залить камни, чтобы пар был не мокрым и вообще был. Но самое главное, чтобы этого пара было достаточно, без избытка, когда «заворачивает уши».

Когда – тоже исходя из восстановления температуры как парилки, так камней и желания пара парильщиками.

Частое желание поддать пару приводит к тому, что температура в парилке падает, камни отдают мокрый пар, толку от которого мало.

Характер парилки можно определить лишь эмпирическим путем за несколько посещений.

Здесь важно понимать, каким материалом произведена отделка парилки, какая в ней вентиляция и объем. В принципе, это все поддается расчетам, но редко кто дотошно все это считает. Хотя, старые парилки в общественных банях были хорошо рассчитаны инженерами-тепловиками и париться в них очень комфортно. В частных банях каждый раз нужно изучать характер парилки и подстраиваться  под нее.

Важно перед паркой обработать стены парилки, смочив их водой из ковшика. Это увлажнит парилку и не даст дереву быстро поглощать выделяемый камнями пар. Пар будет дольше держаться в парилке. Вода может быть от замоченных веников, что придаст дополнительный аромат в парилке. Иногда одного только этого действия хватит на первый пар и «доставлять» на камни не нужно.

Веники.

Веники важная часть русской бани. Веники, это как руки массажиста, мягкие и жесткие одновременно. Выбор веника зависит от цели парения. 

Березовый веник. 

Березовый веник - это самый распространенный и самый уважаемый на Руси веник! Во-первых, березовые ветки – очень гибкие и прочные – удобны для массажа, при этом березовый лист во время процедуры плотно прилипает к телу, хорошо впитывая пот и вытягивая влагу.  Между прочим, пословица «прилип как банный лист» появилась благодаря березовому венику.  Во-вторых, Березовый веник оказывает мягкое и глубокое лечебное воздействие: очищает кожу, лечит болезни почек, ревматизм, астму, подагру, артриты.

 Дубовый веник. 

Дубовый веник - это тоже очень почитаемый веник, но действует он несколько иначе. Дубовый веник почти не впитывает пот, поэтому не размягчает, а уплотняет кожу, препятствуя активному потоотделению. Такой веник хорош для людей с жирной кожей и соответствующими заболеваниями. Он оказывает бактерицидное и противовоспалительное воздействие, поскольку в листьях и коре дуба содержится много дубильных веществ и эфирных масел.

Липовый веник 

Липовый веник применяют в районах, где имеются большие липовые рощи. Липа издавна пользуется у народа широким признанием как целебное растение при простудных заболеваниях, мочегонное при заболевании почек.

Хвойный веник. 

Хвойный веник подойдет не всем. Кедровый, пихтовый или еловый веник – для любителей острых ощущений. Процедура парения довольно жесткая, однако если замочить такой веник на полчаса в крутом кипятке и предварительно прогреться самому, то вы получите ни с чем несравнимое удовольствие. Легкие уколы распаренной хвои производят очень полезное действие. Хвойный веник полезен легочным больным, успокаивает и одновременно балансирует нервную систему, укрепляет психику.

Крапивный веник. 

Не часто увидишь, чтобы парились крапивным веником. Просто многие не знают, как это правильно делать. Крапива содержат муравьиную кислоту, которая является отличным антисептиком, обладает ранозаживляющими свойствами, улучшает кровообращение, поэтому массаж с таким веником полезен при лечении атеросклероза, почек и печени, при кожных заболеваниях. Париться с крапивным веником нужно только после того, как кожа хорошо прогрелась. Предварительно его несколько раз перекладывают из горячей воды в холодную, где держат по три минуты, после чего жгучие свойства крапивы смягчаются. Крапивные веточки можно закладывать и в березовый веник, что повышает общий лечебный эффект.

Так же веник может быть кленовый, рябиновый, ольховый, полынный и даже смородиновый. Но я предпочитаю комбинированные, сложные веники под настроение.

Веник берѐзовый со зверобоем поистине является самым распространенным средством от ста болезней, но и помогает избавиться от «тѐмных мыслей» и длительной осенней хандры, а какой тонкий и чувственный аромат стоит на всю парную при запаривании этого чудодейственного средства. Пары зверобоя просто незаменимы при простудных, вирусных и антибактериальных инфекциях. Это означает, что как только вы начинаете заболевать, немедленно ступайте в баню и не забудьте прихватить с собой качественный и душистый веник из берѐзы со зверобоем. Это самое лучшее средство в борьбе разными недугами, а также огромная польза для вашего тела. После такой процедуры кожа станет нежной и шелковистой, голос звонким, настроение радостным, а жизнь будет представляться в совершенно ином свете.

Запаривание веника. 

Если веник свежий, им парятся сразу. Запаренный свежий веник становится «раскисшим», тяжелым. Кроме того, он быстро «накаляется», и кожа не выдерживает жжения. Сухой веник следует опустить на 15-20 мин в холодную, а затем на 1-3 мин в горячую воду. Слишком пересохший веник нужно распаривать в кипятке 10-15 мин а лучше его  за 10-15 ч до бани смочить холодной водой и завернуть в сырую тряпку. Такой веник перед парением уже не заваривают кипятком. Правильно приготовленный веник всегда будет сухой, душистый, мягкий, с него никогда не облетит листва и хватает его на 2-3 бани. После того как веник распарится, вода (настой) становится темной и больше походит на зеленый чай. И именно этим настоем обливают раскаленные камни и стены, он насыщает парилку приятным ароматом. Этим же настоем в конце банной процедуры полезно вымыть голову, это укрепляет корни волос, а имеющаяся перхоть после нескольких процедур уменьшается.

Парилка.

Основное отличие русской бани от других – это коллективная процедура. Ведь сам себя ты вряд ли попаришь достаточно качественно и активно. Поэтому в баню ходят коллективом или берут с собой специального человека  - парильщика, терщика, массажиста. В принципе, в общественной бане найти парильщика несложно. Любой любитель бани попарит тебя по твоей просьбе в свое и твое удовольствие, главное если повезет. По собственному опыту мог сказать, что в парилке можно «перевоспитать» любого ворчуна (то ему пара мало, то много, то мешают) одним лишь предложением его попарить.

Есть еще начинающая тактика «паразит».  Это когда ты садишься рядом с парильщиками, которые активно машут вениками, а пар от них достается так же и тебе.

Количество заходов парилку по общепринятым понятиям (не нами заведено, не нам и нарушать) должно быть нечетным – три, пять раз. Прогрев, парилка-парка-парилка и «на ход ноги». Возможны вариации, но прогрев это святое.

Основная цель парки, это не отхлестать себя веником до исступления, а брать пар сверху и равномерно веником распределять его по телу, тем самым прогревая его и массируя одновременно.

В этот момент обмен веществ увеличивается в десятки и сотни раз, сосуды расширяются, снабжение кислородом тканей увеличивается, токсины выводятся всей поверхности кожи.

Но главное, что добиваются заядлые парильщики, это встряска иммунной системы – доведение организма, когда телом в парилке ощущается озноб, как от холода. Парильщики называют это состояние «пробой». После него жар и пар не ощущается от слова совсем и это считается окончательной целью парилки и концом процесса парки. Такое ощущение сразу не дается, его нужно «завоевывать» последовательной и постоянной «тренировкой», в которой основной процесс - окунание после парки в холодную воду или снег или обливание холодной водой, растирание снегом.

 К примеру, Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам же генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды.

В заключение отмечу, что парилки бывают нескольких типов – дровяные, электрические и газовые, а по расположению печи отличаются на внутренние и внешние.

Наиболее лучшим вариантом, по-моему, является дровяная парилка с внешней печью. Внешняя печь не будет «воровать» кислород из парилки, а березовые дрова все равно будут создавать там нужный жар и неповторимый  аромат.

По внутренней отделке тоже есть некоторые различия по сортам дерева, но главное, чтобы они были лиственных пород. Для меня предпочтительнее береза или липа, но можно ольха, лиственница, ясень, на крайняк, осина, но только не «смолянистые» породы!

Отдельным средством в бане стоит мед.

О пользе меда в бане на Руси знали еще в глубокой древности, когда единственными лечебными и косметическими средствами были природные дары, в том числе продукты пчеловодства. Люди быстро распознали огромные возможности меда в оздоравливании человеческого организма, силу его воздействия на многие заболевания. Лекарства успешно заменялись посещением бани, где любая хвороба изгонялась целебным паром и хлесткими похлопываниями веника. Если к процедуре добавлялся мед, эффект от лечения усиливался многократно. В наши дни это тоже позволит лишний раз обойтись без лекарств и дорогостоящих услуг косметологов.

Мед желательно должен быть засахаренный, тогда он отлично действует еще и как скраб.

Медом нужно намазаться после последней парки или вместо нее. Мазаться нужно в парилке, мазать все, от головы и волос до ног, не сильно втирая, но равномерно распределяя мед по телу. Двигаться или париться при этом не стоит, дальше все сделает природа и температура. Мед вызывает активнейшее потоотделение, сравнимое с парилкой, поэтому сердцебиение учащается и возникает ощущение как от сильной нагрузки. Однако, мед как бы замещает выделение солей из организма, свойственное обычному потоотделению ,а активные вещества проникают в кожу. В принципе, при этом можно идти в душ, смывать остатки меда. На утро кожу и волосы будет не узнать.

По окончании банных процедур необходимо обязательно восполнить потерю солей и жидкости. Лучше всего подходит для этого (никогда не холодный) горячий чай с сушками, а так же пиво с рыбой (соли калия, натрия, селен и омега 3). Восстановление организма займет не более часа.

Очень пользительно после бани сделать общеукрепляющий массаж. Разогретые суставы, размягченная кожа способствуют разгону лимфы по организму и повсеместному улучшению снабжением крови. Суставы как бы восстанавливаются в своих исходных позициях, устраняется застой крови и лимфы, тело приобретает необыкновенную легкость и отличную управляемость.

Не обойду стороной, порекомендую  так же и мыльный массаж, доступный особенно продвинутым пользователям бани. Мыльный массаж делается в перерывах между парками или в конце процесса. Суть его такая же – общеукрепляющая, но исполнение в мыльной, на мраморной теплой полке отличает его от оздоровительного массажа на «стенде» более приятным, чувственным стилем с обливанием теплой водой и растиранием пахучей пеной.

Мне воспоминается давнее посещение городской (серной) бани №5 еще в советском Тбилиси.

Эти бани стоят на минеральных теплых серных источниках и там работали (работают?) исключительные профессионалы мыльного массажа - терщики, профессиональные, улыбчивые, внимательные и уважительные. Трут они специальными мочалками, однако, вся необычность грузинских бань заключается именно в том, что «паритесь» вы в бассейне, а не в парилке.  

Рядом была хинкальная с исключительными хинкалями, лобио, а так же приятными анисовыми «напитками». Говорят, что сейчас все не так....

Главное в банных процедурах это регулярность. В итоге, токсины будут регулярно выводиться из организма, сосуды не будут зависеть от бросков атмосферного давления, кожа избавится от прыщей и аллергии, волосы от перхоти, иммунная система повысит сопротивляемость организма вирусам и инфекциям, а нервная система станет более устойчивой к внешним раздражителям. И никаких дорогостоящих врачей жуликоватого вида с их советами по применению  дорогостоящих препаратов.

Баня все лечит.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ну и напоследок - С легким паром!

Так кто куда в субботу с утра, а я в баню!

Ну вот как-то так, мадам 

 

 

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя burelom
burelom(1 год 5 месяцев)(15:35:52 / 23-11-2019)

Всё так и есть... Давно это было. Только зимой, мы в предбаннике расстилали матрац набитый сеном. А в завершении банной процедуры - чаёк с молоком  вечерней дойки. 

Аватар пользователя Просто Владимир

Это точно ! В подвале бани не будет.

Баня это отдельностоящее сооружение и только из дерева. И кстати ни каких фольгированных или других модных отделок.

 Только дерево. И топить только дровами. Все эти электро и газовые штуки... уже не баня.

Я веник запариваю на кеменке печки. Предварительно его нужно замочить в воде на пару часов. А потом просто положить на камни и пролить парочкой ковшей воды. Паром веник запаривается очень хорошо. Не облетает, лёгкий, гибкий , ароматный и на три бани хватит точно.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(4 года 8 месяцев)(11:04:34 / 23-11-2019)

почему.конкретно?

Аватар пользователя Просто Владимир

Баня должна дышать..

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(4 года 8 месяцев)(19:28:28 / 23-11-2019)

Что,Вашем понимании означает,что баня должна дышать?Дышат только живые существа

Аватар пользователя Просто Владимир

Если баня дышит, то она живая. В неё приятно зайти. Она не воняет саньём и мокрыми досками. Она сухая и пахнет травами. Дышит, значит есть воздухообмен бани с окружающей средой. И это не вентиляция принудительная. Она (баня) сама меняет воздух через стены и потолки и даже через подполье. И всё это есть - баня дышит. В принципе и дома тоже дышат. Не современные как сейчас (для скота) обшитые полистиролами, пенопластами и полиуретанами и стекловатой, а если нормальные дома для людей. Они дышат!

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(4 года 8 месяцев)(18:23:13 / 24-11-2019)

Дышат только живые существа. Строения не дышат.А то,о чем Вы говорите,это воздухообмен..Поэтому нужно организовать грамотно воздухообмен. Его можно правильно организовать в строении из любых материалов.В частности в банях по СНИП предусмотрен 2-х кратный воздухообмен,через стены ,подполье,или потолки-без разницы,а лучше всего- через специально организованную вентиляционную систему,чтобы движение воздуха было везде.Конечно желательно,чтоб приток осуществлялся в нижней части,а вытяжка- в верхней.А фольгой обивают для того,чтобы пар не выходил наружу.Этим достигается несколько целей-защита ограждающих конструкций,уменьшение теплопотерь ,основные.

Аватар пользователя Rusoukr
Rusoukr(3 года 11 месяцев)(19:17:33 / 23-11-2019)

Очень много факторов,все тут перечислять долго.Знакомый чуть коттедж не взорвал газовой баней.Системы газовой безопасности в принципе это не позволяют,но вот так сошлись звёзды,хлопнуло не слабо,шок и трепет.Чем меньше газовых приборов в доме,тем спокойней.

Пар и запах опять же никуда не денется,как ни изолируй.Двери же будут открываться,хоть 10 тамбуров ставь.

В отдельной бане можно с друзьями посидеть никому не мешая,заночеватьтам,окна летом открыть...В конце концов рожать или жить после пожара - "ну я надеюсь до этого не дойдёт"(с).

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(4 года 8 месяцев)(19:45:18 / 23-11-2019)

Тогда и топить дом газом нельзя,да и,вообще газ опасен,закрыть Газпром к черту!winkХотя,правильно,и газ ,и дрова-вещи опасные. Электричество гораздо проще,надежнее,и мороки меньше. А запах,он и от запаренного веника не хуже.Главное-грамотная вентиляция.

Аватар пользователя Rusoukr
Rusoukr(3 года 11 месяцев)(21:42:22 / 23-11-2019)

Ну я ж сказал,что газовая автоматика в принципе не могла допустиь хлопка,но он всётаки случился.Он мог случиться и в отдельно стоящей бане,один случай на 100000.Но он случился.Зачем мне в доме лишний газовый прибор,баню я и дровами протоплю,это ритуал целый.

В безлесной местности - да,надо газ или электробаню делать.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(4 года 8 месяцев)(23:31:46 / 23-11-2019)

а посмотрите статистику,если есть таковая-сколько от "хлопка" пострадало и сколько угорело от дров.До смерти. Что-то мне думается,что угорело-то больше гораздо.

Аватар пользователя не дождетесь
не дождетесь(4 месяца 3 недели)(09:22:20 / 23-11-2019)

классный текст

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(09:40:13 / 23-11-2019)

Исходя из собственных ощущений, я предпочитаю температуру 88-90 градусов при влажности 85-90%%.

Многовато на мой взгляд. Мне комфортнее всего в интервале 60-70 градусов и 90-95% влажности. Пот хлещет, при этом кожа не особо пересыхает. 

Аватар пользователя Престарелый Neo

90/90, конечно, тяжеловато. Стараюсь держать 80 градусов при влажности 70-80. Правда, на дровяной печке не просто держать точные значения температуры и влажности. Одно лишнее полешко и сразу плюс десять градусов...

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(12:06:55 / 23-11-2019)

Одно лишнее полешко и сразу плюс десять градусов...

А проветрить? Я в своей бане после захода сразу включаю вентиляцию минут на 10-15, когда влажность уходит, открываю дверь в парилку и окно, чтобы выравнять температуру и влажность в бане целиком.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Конечно, так и приходится делать.

Полешко жалко)))

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(12:26:52 / 23-11-2019)

А здоровья не жалко? Помещение, отапливаемое дровами нуждается в постоянном обновлении воздуха, иначе процедура очищения сойдёт на нет. Так что, всё правильно мы с Вами делаем))) А полешек наколем ещё...

UPD: чтобы печка горела ровнее, я стараюсь а) не загружать её более чем а 2/3 топки, б) использую только сухие дрова (выдерживаю их под навесом минимум месяц), в) дрова стараюсь рубить примерно одного размера, прим 8х8,  топлю обычно берёзой, но если попадается сосна или ель, подмешиваю её к берёзе 1 к 3 - тогда дымоход не так интенсивно забивается смоляными остатками.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Помещение, отапливаемое дровами нуждается в постоянном обновлении воздуха,

У меня топка снаружи.)

А так, конечно, согласен с вами.

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(12:38:32 / 23-11-2019)

С улицы чтоли??? Может, всё-таки, с предбанника? У меня такая. В парной не должно быть никакого дыма, ящетаю.

Я, пожалуй, выложу вскоре в своём бложике статью о своей бане, которую на 75% сделал своими руками. Там я много чего интересного понапридумал, думаю, многим здесь мои "ноу-хау" будут интересны)).

Аватар пользователя Престарелый Neo

С улицы. Точнее, с крытой беседки/террасы.

Выложите, интересно будет сравнить. Думаю, многим.

Аватар пользователя марионетка мордера

ходим 6 чел в баню , но по четвергам....но каждую неделю ... , чай с мёдом , рыбка , пиво..)))) 

Аватар пользователя Мара2018
Мара2018(1 год 4 месяца)(13:44:09 / 23-11-2019)

wink

 

Аватар пользователя advisor
advisor(8 лет 1 месяц)(17:18:01 / 23-11-2019)

Лет 15 назад я тоже ходил в Ярославские бани к вечеру по четвергам (это помимо обязательной субботы).

По четвергам часа в четыре вечера туда приходил Коля Валуев со своим тренером. Коля вызывал благоговейное уважение у посетителей, они переставали сквернословить, хамить, кричать ,махать руками и вообще вели себя прилично.

Но не это главное. Главное то, что когда Коля залезал на верхнюю полку, то ему приходилось там нагибаться, а веники были размером с его кулаки и создавалось впечатление, что он парится кулаками с какими-то маленькими букетиками в руках, бггг )) А когда Коля вставал под душ, то темечко упиралось в лейку душа....

Но вообще, он всегда вел себя очень прилично, был тихий и скромный и при нем все было как-то очень спокойно, хе-хе. Но желающих его попарить было очень немного, бггг, кроме тренера, есснно. 

Аватар пользователя марионетка мордера

мы ходим к товарищу домой , хорошая банька , общение ...с 18.00 до 23-24.00 ....))))

Аватар пользователя advisor
advisor(8 лет 1 месяц)(17:40:11 / 23-11-2019)

С давних пор, когда нас прозвали "мокрушниками", у нас сообщество под названием "Банная шайка". (не буду рекламировать, но вконтакте есть ,я там за главного, бггг)

Все атрибуты. Флаг, герб, кружки, кепки, значки, ручки, футболки, выездные сборы...Все как у людей ))

Любители русской парной Клуб "Банная Шайка"

Народ не бедный, у каждого есть банька, но это для баловства. Мы же снимаем баню на берегу озера, классическую, с березовыми дровами. Закупаем веники сотнями, на сезон - краснодарский дуб, ярославская береза....и получаем удовольствие от парения.

Готовить свою же баню - это надо угробить целый день. Что бы так напрягать товарища, это невыносимая жыстокость, для этого есть специально обученные люди и специально подготовленные бани.

Свою топи, никому не запрещено, в свое удовольствие. ;)

Аватар пользователя марионетка мордера

мы ему совместно помогли построить ...это наш ,так сказать мужской клуб...))) ходим уже год ...

Аватар пользователя Rusoukr
Rusoukr(3 года 11 месяцев)(13:24:06 / 23-11-2019)

Топка должна быть с улицы,или под полом к морде печи подвести с улицы трубу 150...200мм,и вопро закрыт.

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(13:46:26 / 23-11-2019)

Топка должна быть с улицы ,или под полом к морде печи подвести с улицы трубу 150...200мм,и вопро закрыт.

По выделенному - очень спорно. Ну очень. Тут либо каждый раз одеваться, чтобы подкинуть дров, а это придётся за день раз 7 - 10 произвести, либо толкового человека привлекать, чтобы поддерживал горение в норме. Конструктивно же подвести внешний поддув к зольнику у моей печки не получится.

По трубе дымохода: у меня сэндвич 120, высотой 6 метров от печи. Тяга такая, что на полных оборотах печь гудит, как самолёт на взлёте. Топлю обычно с закрытым зольником и на 50% закрытым шибером. Открываю всё только при растопке.

UPD: по подводу воздуха к топке - плюсы есть, но и минусы тоже: внешний забор воздуха очень быстро остудит печь после окончания топления. Или надо ставить дополнительную заслонку на входе забора... Вообще-то есть смысл подумать на эту тему, может что и придумается.

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(15:10:55 / 23-11-2019)

Классическая правильная баня, это когда истопил, выгреб угли - и после этого могут париться 4-5 семей в течении 6-8 часов. Все прочее фуфло, что печки что процесс.

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(15:22:04 / 23-11-2019)

В-принципе, согласен. Но мастеров, способных грамотно сложить из кирпича печку нынче по пальцам пересчитать можно. Опять же, даже грамотно сложенную печь придётся каждые лет 5 перебирать, по-любому. Если металлическую печь грамотно юзать, то лет на 10 может хватить, а массивный термоаккумулятор, выложенный вокруг неё будет хранить тепло сутками. Однако в главном соглашуcь: с металлической печкой париться можно только при поддержке в ней огня. Но при наличии всего одной семьи на свою баню, не считаю это большой проблемой))) 

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(16:06:19 / 23-11-2019)

Не только в мастерах вопрос, а и еще и в заказчике. Чтобы знать что надо построить, надо эксплуатировать баню 2-3 поколения. Без этого каждый ее по своему представляет, и прется от того, что построил. 

У нас самодельной кирпичной на 17 лет хватило, клал отец и я кирпичи подавал. Эксплуатировали каждые выходные в 4-5 семьи первые 10 лет.   Кап ремонт понадобился, лишь по причине отсутствия тогда средств на шамотный кирпич для топки. Сейчас пришлось всю топку прогоревшую выкидывать и шамотным выкладывать.  

Насчет железной - ну извращение это бегать поленья подкидывать когда паришься. Не та печка, не тот отдых. Кто в теме, тот понимает. 

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(15:48:00 / 23-11-2019)

Насчет железной - ну извращение это бегать поленья подкидывать когда паришься. Не та печка, не тот отдых. Кто в теме, тот понимает. 

Где это Вы такое наблюдали? Я в свою железную подкидываю раз в 30-50 минут по паре-тройке поленьев. Тяга шикарная, прогорает всё до голубых угольков.

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(15:53:24 / 23-11-2019)

У любого варианта есть свои плюсы и минусы. Но это разные по сути бани.  

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(15:25:22 / 23-11-2019)

Месяц назад капремонт печи делал. На фото пруток перекрытия топки стальной 50 мм после эксплуатации.

Пруток 50 мм перекрытие топки в банной печи

Колосники из котельной, после эксплуатации в банной печи

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(15:39:38 / 23-11-2019)

В шоке, реально!! Как же надо было топить (и чем - углем?), чтобы металл так повело? Ведь температура плавления чугуна 1200 градусов.

Я свою железную печку нагружаю дровами не более чем на 2/3 и никогда не разгоняю до свечения в темноте в парилке.

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(15:41:22 / 23-11-2019)

Обычные дрова, елка, сосна, береза.  Топится так же, как и вы топите. 

Только у вас буржуйка, а это печь банная классическая. 

 

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(15:53:41 / 23-11-2019)

За счет чего же такой перегрев? Видимо, за счёт того, что в Вашей печке тепло не отводится в воздух, а аккумулируется в кирпиче. Да, держать должно дольше, но и раскочегаривать придётся дольше. Я свою парилку могу за полтора часа подготовить, а Вам придётся минимум часа 4 топить и весьма интенсивно.

Делаю вывод: если на несколько семей баньку держать, то лучше, конечно, каменную. Если на одну семью, то хватит и буржуйки.

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(16:04:11 / 23-11-2019)

2,5 часа топили, сейчас будем поменьше, так как раньше народу больше парилось - старики умерли, друзья разъехались.

 

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(16:14:35 / 23-11-2019)

2,5 часа топки - очень хорошая печка! Аж завидки берут. Я в детстве, помню, топил сложенную дедом печь в старой бане часов 5-6. Да, тут многое от теплоизоляции стен зависит. У Вас сруб?

Аватар пользователя advisor
advisor(8 лет 1 месяц)(16:53:43 / 23-11-2019)

У меня был знакомый грузин....Ему бригада чучмеков на даче недорого построила небольшую баню и вот он пригласил меня попариться. 

Топили мы эту баню часа четыре, так даже до сотни не разогнали, а когда залезли париться, сверху на головы потекла смола. Чучмеки обили внутри сосновой вагонкой, она же самая дешевая ))

Зимой топили часов шесть, труба вся красная,  в конце концов термоизоляция трубы не выдержала и потолок полыхнул...Тогда я понял, как быстро горят бани...Эта не сгорела, всего за 10 секунд бочка подготовленной воды улетела на потолок, а дальнейший пролив сверху устранил возгорание.

Что сказать в результате? В результате, я ему посоветовал разобрать парилку, проложить недостающую гидро и теплоизоляцию, заменить железную трубу нержавейкой и сделать надежную изоляцию трубы от печки до крыши. Все было сделано и после этого баня (разумеется после того, как раскочегарится печка) стала набирать температуру 1 градус в минуту! Зимой или летом, значения не имело. тепло держалось отменно, грузин сам не ожидал такого. Экономия на дровах была очевидной ))

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(23:33:03 / 23-11-2019)

Сруб. Хорош тем, что это не мягкая сердцевина древесины как брус, но хуже бруса тем, что его реальная теплоизоляция треть толщины бревна. Толщина узкого места, каким бревно лежит на другом бревне. Хуже того, там еще выемка под паклю. Строители легко сложат сруб за день, хозяин на радостях отстегнет им за работу стоимость материала (сруба). А вот забивать паклю надо неделю, она туда уходит и уходит... Стоит эта самая важная работа копейки. Поэтому халтурят, косичку из пакли изнутри и снаружи приколачивают, а внутри сруба пустота. В итоге теплоизоляция такого сруба равна толщине косичек. 

Мы сами собирали сруб, поэтому вместо пакли болотный мох. Растет в воде, не гниет спустя года как пакля из льна.  Когда мох высыхает склеивает бревна между собой -  выпиливали под окна, раздирали их с треском.

А вообще, из чего сделана снаружи баня не важно, хоть из кирпича. Вопрос лишь в внутреннем утеплителе, один фиг изнутри будет как у всех осиной или липой. У нас только фольга на стенах парилки, и глиняный замок на потолке. Фольга влагу пропускает в бревно на стыках, нехорошо. В те времена мало что было из материалов. Будем переделывать этой зимой, вагонка уже почернела от золы и времени, от жара стала твердая как слоновая кость и вышла из замков - щели. Наверно обобьем белым утеплителем с фольгой. Буду изучать.

 

 

Аватар пользователя advisor
advisor(8 лет 1 месяц)(22:35:55 / 23-11-2019)

руки бы поотрывал. 

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(13:26:56 / 24-11-2019)

Сруб. Хорош тем, что это не мягкая сердцевина древесины как брус, но хуже бруса тем, что его реальная теплоизоляция треть толщины бревна. Толщина узкого места, каким бревно лежит на другом бревне. Хуже того, там еще выемка под паклю. Строители легко сложат сруб за день, хозяин на радостях отстегнет им за работу стоимость материала (сруба). А вот забивать паклю надо неделю, она туда уходит и уходит... Стоит эта самая важная работа копейки. Поэтому халтурят, косичку из пакли изнутри и снаружи приколачивают, а внутри сруба пустота. В итоге теплоизоляция такого сруба равна толщине косичек. 

Друг мой, у меня для Вас новость. Даже две. Превая - грамотно проконопатить сруб стоит совсем не копейки! Погонный мерт - рублей 100-150. 5-метровая стена в 12 брёвен обойдётся в 5-6т.р. Соотв., сруб 4х5 тыщщ под 20. А ведь пакля тоже денег стоит, а её на такой сруб может уйти до 50кг.

Вторая новость: даже если Вам всё сделали, как надо, через год-два Вам придётся всё обновлять по-новой: сруб усыхает всю жизнь, увы...

Мы сами собирали сруб, поэтому вместо пакли болотный мох. Растет в воде, не гниет спустя года как пакля из льна.  Когда мох высыхает склеивает бревна между собой -  выпиливали под окна, раздирали их с треском.

Мой сруб именно на нём. Замечательный материал, но увы, от усыхания древесины не предохраняет, посему, раз в год-два приходится конопатить  всё по-новой.

Фольга влагу пропускает в бревно на стыках, нехорошо.

Стыки надо делать в нахлёст и обязательно проклеивать швы фольгированным скотчем. Держит швы и вполне крепко.

Наверно обобьем белым утеплителем с фольгой. Буду изучать.

Настоятельно не рекомендую! Поролон, на основе которого сделан этот утеплитель при большом нагреве будет выделять химию, оно Вам надо? Предлагаю обить сначала влагостойкой фанерой-восьми-девяти-слойкой, стыки пройти герметиком, сверху фольгой. Более тонкую фанеру не советую - поведёт. ОСП тоже не пойдёт: эпоксидная смола в её основе так же озонировать воздух в парилке не будет.

И да: всё дерево в парилке периодически придётся перешивать - усыхает, причём очень сильно. За 2 года полы из лиственницы у меня усохли до 3-5 миллиметровых щелей между досками, в сумме где-то на 3см по толщине(!) Липовая вагонка усохла не так радикально, но в итоге, в некоторых местах замки всё-таки разошлись. Тем летом придётся всю парилку перебирать, от пола и до потолка.... 

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(14:46:03 / 24-11-2019)

За 17 лет цены подросли конечно но суть не поменялась:  20 тыр за неделю труда относительно 150 тыр за день это копейки.

Насчет усушки сруба верно, сохнет и начинает пропускать. Но конопатить каждые 2 года это очень правильно. Мы попроще, через пару годков эксплуатации где снаружи пар вышел подконопатили, прошли пеной швы, и обшили белым утеплителем с вагонкой с тиккурилой, а еще через 10 лет пластиковым сайдингом чтобы не тратиться на краску. На 30 лет еще хватит, а потом все равно новую строить.

Белый в парилку согласен химоза. Спасибо за совет про фанеру. Будем думать. 

Аватар пользователя Status Quo
Status Quo(1 год 3 месяца)(15:07:15 / 24-11-2019)

через пару годков эксплуатации где снаружи пар вышел подконопатили, прошли пеной швы, и обшили белым утеплителем с вагонкой с тиккурилой, а еще через 10 лет пластиковым сайдингом чтобы не тратиться на краску.

Пеной сруб "конопатить" не стоит. Во-первых, затвердевшая пена не эластична, как усыхание продолжится, между пенкой и бревном образуется новая трещина. Погуглите лучше герметик специальный на швы, он высокоадгезивный и тягучий - при расширении трещин он продолжит держаться древесины. Тиккурила и вообще все финские покрытия на льняном масле и воске очень эффективная штука, одобряю! замедляют процесс тарения и усыхания брёвен. Я свою баню на половину этим составом уже обработал. А вот про сайдинг советую забыть на совсем - редкая дрянь. Его со временем ведёт, ни от чего он толком не предохраняет, только заслоняет все внешние изъяны. Фтопку.

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(16:07:56 / 23-11-2019)

Они не как колосники эксплуатировались, а как накопитель тепла чугунный в дополнение к камням.

Аватар пользователя Просто Владимир

Всё таки это перегрев ))

Надо не так сильно открывать доступ воздуха из поддувала. 

Обычно колосников хватает на 15 лет. Их конечно ведёт, но не так. Это конкретный перегрев. Вы просто торопитесь и переусердствуете с температурой в печи.

Перегрев плох не только для печки, но и для расхода дров. По сути когда перегрев большая часть тепла улетает в трубу потому что не успевает печь отвести тепло в баню..

Я вчера топил баню 2 часа. Баня 5х6 парилка 1,5х2,2 . На улице -15 было. Расход дров три охапочки на одной руке. Температура в парилке+95 в мойке +33 в комнате отдыха +23.(так люблю) и плюс 80 литров горячей воды. И кстати, если топить без экстрима вода не кипит в баке с водой..

 

Аватар пользователя Podarok
Podarok(5 лет 1 месяц)(11:32:48 / 24-11-2019)

Лишь отчасти. Лежали эти железяки не на месте колосников (там лежат колосники и не деформируются за 17 лет ни капельки, охлаждает проходящий через них холодный воздух), а с камнями. Из-за своей формы и внутреннего напряжения, под воздействием высокой температуры и неравномерного прилегания камней - их выворачивает.  Баня 4х6, парилка 2х4, 250 литров горячей воды.

Страницы