МЕНЮ ≡

Вход на сайт

Горизонт планирования

Аватар пользователя Олег Макаренко

Сегодня будет важный, хоть и несколько занудный пост, который объяснит разницу в уровне жизни между начавшими вместе людьми. Знаете, как бывает — вроде учились в одной школе, потом в одном ПТУ, устроились вместе на один завод... но вот прошло 20 лет, и у одного всё есть, а второй последний хрен без соли доедает, наблюдая за первым с некоторой смесью зависти и недоумения.

Если смотреть в корень, то сильнее всего на изменение уровня жизни влияет горизонт планирования. Возьмём, допустим, автоматические устройства для ухода за кошками, из-за которых некоторые комментаторы подняли меня позавчера на смех (Автокормушка от Feed-Ex: плюсы и минусы). Когда я покупал котоунитаз и автокормушку, расчёты у меня были примерно такими:

1. Допустим, на обслуживание кота уходит 10 минут в день.
2. Это 60 часов в год или 600 часов за 10 лет.
3. Средняя зарплата в Петербурге — 250 рублей в час.
4. За 10 лет экономия составит 150 тысяч рублей. Надо брать.

На практике, разумеется, расчёты были несколько сложнее — нужно было учесть также стоимость картриджей, падение морального духа после ежедневной чистки лотка и ещё пару менее важных факторов. Но суть вы поняли — горизонт планирования в этом случае был взят в 10 лет.

Ещё одна ситуация из жизни. Нужно купить автомобиль. Можно взять подержанную «ладу гранту» за 250 тысяч рублей, а можно взять, допустим, новый «пежо 408» за миллион. Если считать на год вперёд, новая машина даже выгоднее — её можно рассрочить на 5 лет и платить по кредиту, допустим, 17 тысяч рублей в месяц.

Тот, кто считает на год вперёд, потратит около двух миллионов, так как через 5 лет ему будет выгодно поменять машину на новую, а тот, кто считает на 10 лет вперёд, так и будет все 10 лет ездить на старой «гранте». Несложно заметить, что за 20 лет разница составит 3,5 млн рублей, на которые в Петербурге можно сейчас купить однушку в хорошем районе, а потом на сэкономленные на аренде деньги ездить на хорошем автомобиле до конца жизни.

Ещё одна ситуация, из моей профессиональной области. Девушка работает помощником бухгалтера с зарплатой в 30 тысяч рублей. Она может вырасти до полноценного бухгалтера с зарплатой в 45 тысяч, но для этого нужно полгода отходить на курсы бухгалтеров, да ещё и заплатить за обучение 35 тысяч.

Если девушка считает на полгода-год вперёд, эта комбинация ей, очевидно, неинтересна — пока выучится, пока сменит работу, пока пройдёт испытательный срок... вообще нет смысла заморачиваться.

Если девушка считает на 10 лет вперёд, курсы становятся уже гораздо интереснее.

Затраты — 500 часов времени на учёбу при зарплате в 30 тысяч рублей в месяц можно оценить в 100 тысяч рублей. Стоимость самих курсов — ещё 35 тысяч. Итого 135 тысяч рублей. Доходы — через год девушка начинает зарабатывать дополнительные 15 тысяч рублей в месяц. За 9 лет получается 1 млн 620 тысяч рублей. Проект безусловно окупается, причём с огромным перехлёстом.

Вы уже поняли идею. Теперь в качестве подведения итогов буду говорить крайне неполиткорректные вещи, на грани «Роскомнадзора».

В разных странах принято планировать по-разному. В бедных государствах Африки горизонт планирования с трудом дотягивает до пары часов. Если попросить негра выкопать за час небольшую яму, и пообещать выдать ему доллар в случае успеха, есть шанс, что яма будет выкопана. Если предложить негру отработать месяц за зарплату в 200 долларов, с большой долей вероятности негр откажется. Месяц — слишком далёкая для него перспектива.

В Германии, напротив, принято планировать на 20-30 лет вперёд. Рядовой немец предпочтёт купить металлический чайник подороже в расчёте на то, что тот будет служить ему не меньше 25 лет. Немецкий покупатель недвижимости с серьёзным видом спросит у агента план развития района до 2050 года.

Мы находимся где-то посередине между неграми и немцами. Некоторые из нас живут по принципу «не надо париться, вдруг завтра кирпич на голову упадёт, а ты как дурак планов на будущее понастроил». Другие, напротив, уже в молодости прикидывают, как будут жить на пенсии. Уровень жизни первых в среднем ближе к уровню жизни негров, а уровень жизни вторых — к уровню жизни немцев.

Оно и понятно. Если ты бежишь марафонскую дистанцию, но рассчитываешь силы только на ближайшие 100 метров, шансов показать достйный результат у тебя не очень много.

PS. Разумеется, у тех, кто ничего не планирует, есть свои доводы. Главный из них такой: «зачем планировать, если нет 100% гарантии, что план удастся осуществить». Для экономии времени возражу этому тезису прямо в статье: даже если сбудется только 20-30% планов, планировать всё равно выгоднее, чем жить одним днём.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий редакции раздела Любопытное

Разумно.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя ильягоряч
Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

Важна адекватность восприятия реальности, а потом уже готовность планирования. Очень многие немцы  в 41 первом планировали свой горизонт на  1000й рейх,  но границы определила суровая реальность, к которой они оказались не готовы.

 

 

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(1 год 5 месяцев)(17:16:16 / 12-08-2017)

И Вы тоже правы.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя NewsAnalizer
NewsAnalizer(3 года 1 месяц)(16:30:01 / 12-08-2017)

Вы совершенно правы. Но есть дополнительные ограничения ухудшающие общую картину и статистику. И имя ему - индивидуальное сочетание психотипов. Все выше описанное замечательно работает если в списке имеющегося присутствуют такие варианты как панарояльность и шизоидность. Если их нет то без палки извне дело швах

Аватар пользователя griver
griver(1 год 10 месяцев)(16:43:44 / 12-08-2017)

Вы о чем какое нафиг планирование.

91 год 98 год 2008 год 2014год. Постоянная угроза обесценивания накоплений, угрозы сокращения целых предприятий.

Если только в валюте сбережения делать, но это тоже не панацея.

Аватар пользователя Jeque
Jeque(5 лет 10 месяцев)(17:31:58 / 12-08-2017)

Вот-вот. В нашей стране планировать что-либо на десять и более лет - бессмысленная глупость. То инфляция, то дефолт, то девальвация, то санкции, то любим импорт, то не любим. Хорошо чувствуют себя только люди во власти, т.к. они всегда знают, что будет и успевают к этому подготовиться. Вот что сейчас будут делать молодые люди, учившиеся на юристов и экономистов, которые были так востребованы в прошлой экономике? А они ведь тоже прикидывали и планировали своё будущее.

Комментарий администрации:  
*** Покупая золото, ЦБ эмитирует НЕ ОБЕСПЕЧЕННЫЕ рубли (с) ***
Аватар пользователя ИЮЛь Майский

В нашей стране планировать что-либо на десять и более лет - бессмысленная глупость.

Типичная ошибка "чёрно-белого мышления". Если что-то нельзя сделать на 100 %, то и делать не надо?

Автор как раз говорит о том, что планировать в любом случае лучше, чем не планировать (не для всех людей, конечно). Независимо от внешних условий. Просто их нужно грамотно учитывать.

Аватар пользователя prometey2013
prometey2013(2 года 3 месяца)(06:40:22 / 13-08-2017)

Почему "ничего делать не надо"? Просто горизонт планирования должен быть адекватен внешней обстановке. Правительство и то с трехлетних планов перешло на однолетние (поправьте, если ошибаюсь). Они тупые? Или понимают "что к чему"?

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(00:19:59 / 13-08-2017)

С другой стороны, люди во власти всегда планировали и планируют, а те, кто только  ноет, жалуется и ничего не делает - во власть не попадает никогда, по определению.

И еще между этими категориями властей и нытиков есть обычная категория - большинство.

Аватар пользователя griver
griver(1 год 10 месяцев)(00:37:00 / 13-08-2017)

Не держи сбережения в рублях,это-пока единственное что я точно знаю.

 

Аватар пользователя prometey2013
prometey2013(2 года 3 месяца)(06:41:47 / 13-08-2017)

А в чем их держать сегодня? Такие как Олег Макаренко постоянно вещают о том, чтот доллар тоже может "приказать долго жить". 

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(03:28:20 / 14-08-2017)

В гривнах. Про нее ничего такогоо не вещают.

А скоро 5 млн украинских гастарбайтеров в России потребуют платить им зарплату в гривнах - и тогда рубли вообще потеряют смысл.

Аватар пользователя prometey2013
prometey2013(2 года 3 месяца)(06:30:45 / 14-08-2017)

Вы увидели украинский флаг и решили прикольнуться? Так вот - я живу в ДНР, а у нас тут рубли ходят.
К слову, за последние полгода гривна и впрямь дорожает по отношению к доллару. 

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(03:24:34 / 14-08-2017)

Что мешает держать в  гривнах?

Аватар пользователя Советский школьник

Немецкий покупатель недвижимости с серьёзным видом спросит у агента план развития района до 2050 года.

повеселило

особенно когда люди, купившие квартиры в нормальных пятиэтажках в хорошем рвйоне, внезапно оказались перед фактом хреновации

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга среди новичков, много флуда и срача) ***
Аватар пользователя Замполит
Замполит(3 года 11 месяцев)(16:55:48 / 12-08-2017)

сколько лет этим нормальным пятиэтажкам?

Аватар пользователя Советский школьник

Важен не возраст, а состояние строения, так можно полмосквы дореволюционной снести

 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга среди новичков, много флуда и срача) ***
Аватар пользователя Замполит
Замполит(3 года 11 месяцев)(18:14:21 / 12-08-2017)

Да сколько её осталось то в Москве, дореволюционной постройки?

вот посмотрите динамику ветхости http://www.irn.ru/articles/8489.html

Аватар пользователя Советский школьник

Внутри садового кольца полно. Но речь не об этом. Я уже публиковал здесь мнения архитекторов, большинство домов по программе реновации не требуют капитального ремонта (замена труб к нему не относится), а те что требуют можно реконструировать гораздо дешевле, чем строить муравейники. Но эта программа реновации затеяна не для граждан, а для поддержки стройкомплекса, когда существуещее пространство для жизни уплотняется в несколько раз, а нагрузка на инфраструктуру возрастает. 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга среди новичков, много флуда и срача) ***
Аватар пользователя VasyaSidorov
VasyaSidorov(2 года 10 месяцев)(21:03:20 / 12-08-2017)

Живу в Питере, так что проблемы московской реновации до лампочки, лицо абсолютно незаинтересованное.

Но справедливости ради хочу заметить, что упомянутый стройкомплекс является неотъемлемой и критически важной частью городской московской цивилизации. то есть, важной настолько, что не будет стройкомплекса - не будет и города. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поддерживают его всемерно. И нет ничего удивительного в том, что поддерживают именно за счет жителей этого же города. 

Аватар пользователя Argus
Argus(2 года 6 часов)(00:53:54 / 13-08-2017)

Ну разумеется, архитекторы лично посетили все 4500 домов и знают лучше, чем 70% жильцы, хорошо жильцам живётся или плохо. 

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(00:25:55 / 13-08-2017)

повеселило

на пятиэтажку в хорошем районе наворовали, а год  постройки и предусмотренные сроки эксплуатации узнать забыли

и еще думают, что земля под зданием  им принадлежит,  бггг 

 

Аватар пользователя sasha 777
sasha 777(9 месяцев 1 неделя)(16:50:07 / 12-08-2017)

Чем план отличается от мечты????

Аватар пользователя Крякодил
Крякодил(3 года 2 месяца)(19:32:34 / 12-08-2017)

Тем что у плана есть промежуточные цели достижимые в некотором временнОм интервале. Эти задачи имеют измеримые, демонстрируемые критерии достижения. Типа: через час сделаю домашнее задание по математике. К концу четверти мой средний балл будет не меньше 4.5. К концу учебного года у меня будет средний балл не ниже 4.6. Следующим летом (т.е. до 31 августа 2018 г.) посажу дерево (1 шт) и покрашу скамейку (1 шт). Прочитаю книги 
1. Три мушкетёра
2. Граф Монте-Кристо
3. Преступление и наказание
4. Война и мир
5. (По желанию)

Узнаю проходной балл ЕГЭ в вуз в котором хочу учиться - к такому-то числу.

К концу школы сдам ЕГЭ не меньше чем на ... (проставить в соответствии с требованиями вуза).

За 2 месяца научусь такому-то программистскому языку и напишу программу которая сделает то-то и то-то.

За полгода научусь 3-мерной печати. Через полгода, 12 февраля 2018 года, у меня в руках будет распечатанный пластмассовый макет дома, на крыше которого будет написано "sasha 777 - молодец!".

Будущее через 5 лет туманно... Но если через 5 лет Вы принесёте распечатанный пластмассовый дом работодателю или потенциальному партнёру и скажете  "Вот что я сделал заради учёбы - а когда у меня будет ясная цель, то я всё что надо выучу и всё что надо сделаю" - то маленький игрушечный пластмассовый домик резко повлияет на его мнение о Вас. И на Вашу жизнь.

А мечты приходят, проносятся и уходят, не оставляя никакого измеримого результата ни к какому сроку.

Аватар пользователя Json
Json(2 года 2 месяца)(01:46:40 / 13-08-2017)

Мечты часто сбываются (иногда, в самый неподходящий для этого момент) ))) 

Аватар пользователя zibars
zibars(3 года 1 месяц)(02:50:38 / 13-08-2017)

Матрасчетами.

Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

Мы находимся где-то посередине между неграми и немцами.

Точно, вот и Алоизыч, то же самое про нас говорил, но планировал на несколько месяцев и поэтому плохо кончил.  Горизонт планирования у него — "непроектабельный", надо было ему сначала на кормушках потренироваться.

Аватар пользователя IS-80
IS-80(9 месяцев 1 неделя)(17:01:56 / 12-08-2017)

Ещё одна ситуация, из моей профессиональной области. Девушка работает помощником бухгалтера

Как я понимаю статья вызвана душевными терзаниями автора по поводу нежелания его девушки заниматься стратегическим планированием?smiley По мне так не очень это и плохо. Вам же не Клаузевиц в юбке рядом нужен? К тому же в таком случае есть риск не вписаться в её стратегические планы. 

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(1 год 3 месяца)(17:18:25 / 12-08-2017)

laugh мужчины прокалываются на мелочах

Аватар пользователя Ик Кавак
Ик Кавак(1 год 7 месяцев)(17:11:28 / 12-08-2017)

Не, тут про то, что это не капитализм вбивает тебя в нищету, если ты не там родился, а сам судак...

Чож афтар про первичное накопление слезно не напишет??))))

Читаем классиков народ, там по полочкам)))

Аватар пользователя ЭкспортёрПО
ЭкспортёрПО(3 года 10 месяцев)(14:09:54 / 13-08-2017)

Чож афтар про первичное накопление слезно не напишет??))))

толпы предпринимателей без всякого начального капитала в вашем понятии (я про навыки, знания и активность) начали успешно своё дело. 

Аватар пользователя Jeque
Jeque(5 лет 10 месяцев)(17:37:34 / 12-08-2017)

В нынешней ситуации в мире и в нашей стране в частности, любое долгосрочное планирование - это чистая лотерея. Сейчас с мировой экономикой может в любой момент случиться что угодно, и всем планам каюк.

Комментарий администрации:  
*** Покупая золото, ЦБ эмитирует НЕ ОБЕСПЕЧЕННЫЕ рубли (с) ***
Аватар пользователя Spirt
Spirt(5 лет 6 месяцев)(18:27:55 / 12-08-2017)

Ваша жизнь и планы зависят от состояния "мировой экономики"? Трудно вам, наверное.

Аватар пользователя Jeque
Jeque(5 лет 10 месяцев)(19:05:52 / 12-08-2017)

Конечно зависят. Мы уже давно не в СССР живём, если вы не в курсе.

Комментарий администрации:  
*** Покупая золото, ЦБ эмитирует НЕ ОБЕСПЕЧЕННЫЕ рубли (с) ***
Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(00:33:10 / 13-08-2017)

При этом многие окружающие вас люди покупают квартиры, дорогие автомобили, живут гораздо богаче и комфортнее вас.

Они не зависят от мировой экономики и ситуации в мире?

Аватар пользователя Metalfrezer
Metalfrezer(11 месяцев 2 дня)(06:30:33 / 13-08-2017)

Это левые доходы. Причем это не сарказм.

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(03:22:20 / 14-08-2017)

Левые - потому что не наши?

Аватар пользователя Metalfrezer
Metalfrezer(11 месяцев 2 дня)(07:30:24 / 14-08-2017)

Нет, это установлено практикой.

Аватар пользователя Spirt
Spirt(5 лет 6 месяцев)(04:42:28 / 13-08-2017)

Звучит так, словно вы делаете ставки.

Аватар пользователя cr4zyr0m
cr4zyr0m(5 лет 2 месяца)(17:37:48 / 12-08-2017)

Олег, это одна из лучших ваших статей за много месяцев. Не то чтобы остальные плохие, но эта реально очень хорошая.

Аватар пользователя e-motion83
e-motion83(2 года 6 месяцев)(08:31:32 / 13-08-2017)

Просто присоединюсь к комментарию) Олег, спасибо за статью!

Аватар пользователя Tali
Tali(3 года 6 месяцев)(17:45:13 / 12-08-2017)

Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Чайник может и прослужит 25 лет, но кому...

На немцев это правило не действует? Или они каждый сбой считают случайным?

Аватар пользователя Spirt
Spirt(5 лет 6 месяцев)(18:33:23 / 12-08-2017)

Делать надо на совесть, вот и всё. С прицелом, чтобы и ты сам, мог сделанным пользоваться и дети, и, возможно, внуки. А нет - так продадут подороже. Всё лучше чем грошовый "тяп ляп".

И вещи стараться, если покупать, качественнее - дольше служит, реже менять, реже чинить.

Чайник этот немецкий... бог сним, пример хоть и кривой, но показательный.

Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя real
real(5 лет 4 месяца)(19:29:35 / 12-08-2017)

все правильно. считать надо постоянно. и все же на уровне общества считаем мы получше немцев: в атомной отрасли как раз сотня лет горизонты. а немцам дают посчитать только чайник

Аватар пользователя Vlad1m1R
Vlad1m1R(5 лет 5 месяцев)(19:54:23 / 12-08-2017)

Есть у меня один знакомый. Всё время планирует, ставит цели и как ни странно добивается их. Добился неплохих результатов в доходе (около 400х тыс в мес), есть чем гордиться. Но! Постоянно новые и новые цели! С одной стороны это хорошо, но с другой - он от этого несчастлив. Ночами не спит, постоянно думает как достичь новой цели. Он реально несчастлив. На себя деньги не тратит, на жену тратит копейки, квартира в которой живёт выглядит как бомжатник, едят самые дешевые продукты (потому что копят деньги до следующей цели). Зачем такая жизнь? Здесь и сейчас они не счастивы. А завтра им пресловутый кирпич на голову может упасть, или какой-нибудь рак.. Так и прожил несчастным, в то время как другие на маленькую зарплату жили, отдыхали на озере, водку пили и были счастливы (по-своему). 

Всё просчитывать не имеет смысла, имеет смысл рассчитать свою жизнь таким образом, что бы ты получил максимальное количество единиц счастья в заданный промежуток времени. Не в деньгах счастье.

Аватар пользователя Kamonin
Kamonin(1 год 6 часов)(00:35:09 / 13-08-2017)

Как можно заметно экономить на еде, получая 400 тыс в месяц?

Аватар пользователя Олесь
Олесь(1 год 2 месяца)(20:09:25 / 12-08-2017)

Ну если экономит на коте и за 10 лет скопить 150 т.р - дела плохи с такими планами)

Аватар пользователя Praetor12
Praetor12(5 лет 2 месяца)(21:08:36 / 12-08-2017)

По вашей логике гораздо выгоднее и рациональное это продать кота корейцам на мясо...

Аватар пользователя Json
Json(2 года 2 месяца)(02:27:09 / 13-08-2017)

Тоже подобное подумал. Тот, кто реально хочет экономить, не станет кота заводить.

Но всё немного серьёзнее. Автор в приведённом примере совершает ошибку. Владеть домашним животным - категория досуга. Модель поведения, которую применяет автор к этому случаю - бухгалтерская модель (сколько потратил, сколько сэкономил). В реальной жизни, если животное действительно дорого хозяину, никаких денег на него тот не пожалеет.

Цель завести домашнее животное - нематериальная, эффект от неё не надо рассчитывать в валюте. Деньги, которые тратятся на домашнее животное, идут помимо категорий "потратил"-"сэкономил". Если нет денег, которые относятся к категории "досуг", то наверное стоит посочувствовать тому человеку. И коту. И автору, который не чувствует разницы.

Страницы